В последние три-четыре года на топ-10 страховых компаний приходится почти три четверти сборов российского страхового бизнеса. А сколько нужно страховщиков, чтобы удовлетворить рынок? В Банке России считают, что дело не в количестве участников рынка, а в качестве страхового продукта, устойчивости страховщика и его способности выполнить свои обязательства. А во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС) убеждены, что сбалансированный страховой рынок должен быть также представлен разными компаниями по размеру и географии.
Добровольный уход
За пять последних лет в ВСС было принято всего 9 компаний, а с рынка по разным причинам ушло 56, рассказала Людмила Сенькина, директор по аналитической работе ВСС. Наиболее массовый исход страховщиков с рынка наблюдался в пандемийный период: в 2020-м (19 компаний) и 2021-м (14), причем покинули рынок в основном некрупные региональные компании и медстраховщики.
Как отметили в пресс-службе Банка России, значительная доля ушедших с рынка страховых организаций занималась добровольным личным страхованием, а половина страховщиков, прекративших свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения, занимались обязательным медицинским страхованием.
По мнению руководителя Центра аналитики ПАО «СК "Росгосстрах"» Дмитрия Ларина, большая часть уходит вынужденно, в частности из-за банкротства: «В последние годы мы также наблюдали ряд слияний и поглощений, в том числе изначально нестраховых и даже нефинансовых компаний».
В ЦБ РФ считают происходящий на рынке процесс консолидации естественным и подчеркивают, что все уходящие покидают рынок «дисциплинированно» — с передачей портфеля и урегулированием обязательств.
Среди причин ухода с рынка некоторых игроков представители мегарегулятора называют, с одной стороны, существенные затраты на операционные процессы и выполнение регуляторных требований по отчетности, а с другой — поддержание требуемого уровня капитализации, взвешенной по риску.
Специалисты ВСС к этим двум факторам добавляют также отсутствие экономической целесообразности ведения бизнеса при относительно небольшом объеме сборов на фоне возросших административно-финансовых издержек.
В 2024 году с рынка ушли всего шесть компаний и не было ни одного принудительного отзыва лицензии из-за нарушений (за предыдущие четыре года — всего семь таких случаев). Да и уход компаний был весьма условным: они влились в новые или существовавшие ранее страховые группы.
Так, например, ООО «Зетта Страхование» еще в 2023 году вошло в группу «Зетта Страхование», созданную при поглощении «Зеттой» АО «СК "Альянс"» и ООО «СК "Альянс Жизнь"», в 2024-м просто было реорганизовано юридическое лицо. Бывшие компании страховой группы «Уралсиб» АО «Инлайф страхование жизни» и ООО «Инлайф страхование» вошли в группу «Совкомбанк Страхование», эта же участь постигла и «Хоум Кредит Страхование». СК «Пульс» тоже не то чтобы ушла — сейчас это цифровой суббренд «Росгосстраха».
Заходят «дочки»
2024 год стал рекордным за последнюю пятилетку по числу принятых в ВСС новых компаний: их оказалось пять (ранее в союз вступало по компании в год). В минувшем году страховое сообщество пополнилось такими членами, как «АТОН Жизнь», Новая перестраховочная компания («дочка» «Согаза»), «ПСБ Страхование жизни», «Т-Страхование Будущего», «Хатхор» (с 2019 года работает в ДНР, 28 декабря 2023 года получила лицензию в России, в 2024 году вошла в ВСС). Как мы видим, четыре из пяти «новобранцев» принадлежат крупнейшим финансовым группам.
«Ситуация последних лет свидетельствует, что, как правило, новые компании появляются или перезапускаются в составе уже действующих бизнес-групп,— рассказывает вице-президент ВСС Элла Платонова.— Практика выхода на рынок постепенно переходит в сторону учреждения новой организации и ее лицензирования, поскольку возможности найти действующую компанию для приобретения сокращаются».
Предельно недопустимая концентрация
В связи с этим естественно возникает вопрос, сохраняется ли тренд на высокую и растущую далее концентрацию страхового бизнеса в первой десятке или даже пятерке страховщиков. Элла Платонова полагает, что начиная с 2021 года концентрация рынка по страховым премиям в целом стабилизировалась: сборы десятки лидеров рынка колебались в диапазоне 70–72%, премии топ-20 составляли около 88%. Фактически сегодня топ-100 страховщиков формирует весь совокупный объем премий.
Представители регулятора отмечают, что наблюдается различная картина в страховании жизни (life) и страховании ином, чем страхование жизни (non-life).
«Совокупная доля пяти крупнейших компаний в секторе по страхованию жизни изначально была высокой — 73% в 2020 году, она выросла до 84% по итогам девяти месяцев 2024-го",— пояснили “Ъ” в Центробанке, объясняя этот факт высокой зависимостью сектора по страхованию жизни от банковского канала продаж как в части инвестиционного/накопительного страхования жизни, так и в части кредитного страхования жизни.
«Состав крупнейших участников сектора страхования жизни по премиям практически не меняется»,— отмечают в ЦБ и подчеркивают, что в секторе non-life концентрация не только была ниже, чем в страховании жизни, но и продолжает снижаться. Так, доля пяти крупнейших участников сектора по премиям снизилась с 69% в 2020 году до 64% за девять месяцев 2024-го.
«Это связано с более высокой диверсификацией сектора страхования иного, чем страхование жизни, по продуктам и каналам продаж, относительно низкой зависимостью от какой-то одной группы посредников»,— полагают в Банке России.
Однако, как ожидают в ВСС, в связи с резким ростом объема премий по страхованию жизни в результате конъюнктурных изменений условий страховых продуктов во втором полугодии 2024-го, концентрация премий среди крупнейших десяти компаний увеличится. Впрочем, в случае снижения доходностей денежного рынка показатели концентрации могут вернуться к указанным выше значениям, предсказывает госпожа Платонова.
Трех конкурентов недостаточно?!
Сколько нужно страховщиков, чтобы удовлетворить рынок? Несколько лет назад в рядах топ-менеджеров крупных страховщиков неоднократно высказывалась мысль, что для сохранения нормальной конкурентной среды достаточно трех компаний. Об этом, конечно, речь не идет, но тем не менее в руках десятка сосредоточена львиная доля бизнеса.
Как заявили корреспонденту “Ъ” в пресс-службе Банка России, «важным является, чтобы потребители получали страховой продукт, который отвечает их потребностям, то есть обладает клиентской ценностью».
При покупке полиса неважно, приобретен он у крупной или малой по размеру страховой компании — важно, чтобы клиенту была предоставлена вся необходимая информация, позволяющая сделать взвешенный выбор, считают в ЦБ, подчеркивая, что важны также устойчивость страховой компании и ее способность выполнять свои обязательства.
В ВСС, однако, считают, что сбалансированный страховой рынок должен быть представлен компаниями разного размерного класса и географического местонахождения головного подразделения.
«Региональные компании могут предлагать своим клиентам более гибкие страховые программы с учетом особенностей платежеспособного спроса населения и условий ведения предпринимательской деятельности, а также повышать доступность страхования в удаленных населенных пунктах и в низкомаржинальных сегментах,— поясняет госпожа Платонова.— Крупные компании, в свою очередь, насыщают рынок предложением высокотехнологичных страховых продуктов, формируют основу конкурентной среды и обеспечивают покрытие сложных и финансово емких рисков».
Региональные и специализированные компании играли особо важную роль на ранних этапах становления постсоветского страхового рынка, заполняя пробелы в деятельности, за которые не могли или не хотели браться более крупные игроки, полагает Дмитрий Ларин: «Однако сейчас крупные игроки стараются принимать участие во всех сегментах страхования, чтобы получить выгоды на перекрестных продажах. Более того, в 2025 году почти на всех региональных рынках представлены не менее пяти из топ-10 страховщиков. Наконец, многие виды страхования (например, ОСГОП и ОСОПО) требуют доступа к достаточному пулу ресурсов, которых зачастую нет у мелких компаний».
По мнению Дмитрия Ларина, несмотря на значительные инвестиции и модернизацию, крупные страховые компании не всемогущи и пока не способны полностью покрыть страховые потребности населения. Менее крупные страховщики все еще сохраняют свое влияние в определенных нишах за счет наработанной экспертизы и связей, а также благодаря лучшему пониманию условий и запросов на местах, отмечают в Росгосстрахе. «На данный момент они занимают 10–15% рынка. С учетом потенциальной стабилизации отрасли мы не ожидаем крупного изменения их позиций в ближайшие годы»,— говорит господин Ларин.
Ольга СИНИЦЫНА
Вся пресса за 19 марта 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Управление
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
19 марта 2025 г.

|
|
Российская газета онлайн, 19 марта 2025 г.
Вступили в силу новые справочники средней стоимости запчастей по ОСАГО. На сколько выросли цены?

|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 марта 2025 г.
Европейские страховщики готовы выиграть от роста доходности государственных облигаций

|
|
РИА Новости, 19 марта 2025 г.
ЭКСАР и «Сбер Страховой брокер» расширят спектр страховых услуг

|
|
Беларусь сегодня, 19 марта 2025 г.
Договор союзного страхования вводится для автовладельцев

|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 марта 2025 г.
Berenberg прогнозирует продолжение переоценки акций страховщиков на фоне сильных перспектив роста

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 19 марта 2025 г.
В Беларуси вводятся новые требования к деятельности страховых посредников

|
|
СибМедиа, 19 марта 2025 г.
Аграрии Красноярского края стали чаще страховать посевы по господдержке

|
|
Воронежские новости, 19 марта 2025 г.
Терроризм, падение БПЛА, диверсии. От каких ЧП чаще страхуют недвижимость в Воронежской области?

|
|
ПРАЙМ, 19 марта 2025 г.
«М.Видео-Эльдорадо» запустило сервис оформления страховых полисов

|
|
Коммерсантъ, приложение, 19 марта 2025 г.
Между молотом и наковальней

|
|
Коммерсантъ, приложение, 19 марта 2025 г.
Отделаться малым полисом

|
|
Коммерсантъ, приложение, 19 марта 2025 г.
Звонок спасения

|
|
Коммерсантъ, приложение, 19 марта 2025 г.
Технический характер

|
|
Коммерсантъ, приложение, 19 марта 2025 г.
Предотвратить нельзя застраховать

|
|
Коммерсантъ, приложение, 19 марта 2025 г.
Хулиганство как новый вид оружия

|
|
Коммерсантъ, приложение, 19 марта 2025 г.
Сбалансированная доля участия

|
|
Коммерсантъ, приложение, 19 марта 2025 г.
Прогноз погоды

|
 Остальные материалы за 19 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|